Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в городе Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неизгладимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

"...я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию. В три года, когда меня впервые отвели на балетный спектакль.

Хорошо помню, что это была "Жизель". Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб. К тому же не на шутку влюбился в Надежду Павлову, которую тогда часто показывали по телевизору. Мама была в ужасе, когда уже в более сознательном возрасте я ей заявил, что буду артистом балета. Для интеллигентной грузинской семьи это был словно удар молнии средь бела дня. Я с детства был заядлым театралом. Обожал кукольный театр. Сам мастерил и куклы, и декорации, разыгрывая для соседей целые представления, сочинял балеты. Даже сейчас помню "Лебединое озеро" в собственной редакции - это был парафраз на спектакль Григоровича. Мало того, я выучил наизусть классические оперы и оперетты, пел ужасным голосом знаменитые арии, обливаясь слезами в особенно душещипательных местах. С упоением читал книжки по искусству, про балет. Была у меня еще одна творческая фантазия - хотел научиться играть на арфе. Бедная мама была сыта по горло моими причудами и покоя ради отвела меня в балетную школу. Балет она рассматривала в основном как способ укрепить мой позвоночник. Насколько мне известно, немало будущих знаменитостей попали в балет в целях улучшения здоровья. Среди них и знаменитый французский балетмейстер Морис Бежар." (Из статьи "Тот самый принц", Вечерний клуб, 19 мая 2000 года)

В 1984 году Николая Цискаридзе отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает по классу замечательного педагога - профессора Петра Антоновича Пестова.

"За меня просили, и он ответил: "Возьму. Отчислить-то всегда успею." Когда я увидел маленького человека, который, заикаясь, спросил меня: "Деточка, ты откуда?" - меня разобрал смех, что его все так боятся. О Пестове ходили легенды: он заставлял коротко стричься, носить с собой полотенце, всегда быть в белых носках, с сеточкой на голове; нельзя было садиться на пол. Часто в воздух летели его сабо. Каждую свободную минуту он заставлял нас идти в класс. Устраивал допросы по балетам: кто поставил? что и почему там происходит? Пестов давал нам книги, заставлял писать сочинения. Многие педагоги ходили на нас жаловаться именно Пестову, считая, что это наиболее действенно. Однажды преподавательница литературы доложила ему, что дети не читают "Василия Теркина". Но Пестов закричал: "Не читайте это никогда!"

Я чаще всех оказывался за дверью. Пестов выгнал меня уже на второй день. Проходившие по коридору утешали меня, плачущего: "Радуйся, что выгнал. Значит, будешь звездой!" Потом уже Петр Антонович мне объяснил, что я очень быстро все схватывал и начинал глазеть в окно: на березе сидели вороны, и меня очень интересовала их семейная жизнь. Я просто мешал ему подтягивать всех остальных." (Из статьи "Николай Цискаридзе. В "Дочери фараона" я наступил на хвост обезьяне", Россия, 5 февраля 1999 года)

Уже в школьные годы Николай Цискаридзе станцевал такие труднейшие произведения как "Классическое па-де-де" В. Гзовского, па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Джензано" А. Бурнонвиля и ряд других произведений.

В 1992 году сразу по окончании училища Николай Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

"Жизнь в театре непростая. Но мне повезло с наставниками. Со мной начал заниматься Николай Романович Симачев, взяла к себе в класс Марина Тимофеевна Семенова, она стала мне второй матерью. Помогала и Галина Сергеевна Уланова.

Она за меня просила, отстаивала. Она была моим ангелом-хранителем. Я встретился с Улановой, когда умерла моя мама. Галина Сергеевна опекала меня. Учила работать перед зеркалом, ничего не делая так просто: подкладывать под любое движение текст. Секрет самой Улановой в том, что техники как таковой у нее не видно. Она учила: надо прыгать так, чтобы видели только твой взлет, а не толчок и приземление. Запрещала много махать руками в роли принца: "Не надо кричать, ведь знатной особе достаточно пальцем шевельнуть, чтобы выполнялись все желания". Объясняла, почему в лирических сценах надо обходиться без резких движений. Когда я впервые танцевал в "Спящей красавице", Уланова сама перед моим выходом на сцену расставляла кордебалет, чтобы ничто мне не мешало. Работая со мной над партией Джеймса в "Сильфиде", она была против нарочитой мужественности, просила танцевать мягче: "Это романтический балет. Джеймс здесь не такой, как все. Вот почему именно ему снится Сильфида". Театр это принимал в штыки, а теперь многие делают именно так." (Из статьи "Николай Цискаридзе. В "Дочери фараона" я наступил на хвост обезьяне", Россия, 5 февраля 1999 года)

Работая в театре Николай Цискаридзе продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году по специальности "Артист балета. Педагог".

В Большом театре Николай Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера Вандерслотта "За сохранение традиций классического наследия". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Николая Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995 год), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфиды" (1997 год), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003 год) призом "Benois de la Danse" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999 год), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000 год) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации в 2001 году за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона" и в 2003 году за исполнение партии Германа в балете "Пиковая дама". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Николай Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Николай Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Николая Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Николай Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Сказанное о танце Николая Цискаридзе относится, прежде всего, к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Николая Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

Центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга Николай Цискаридзе исполняет в "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2001 год). Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001 год) Николай Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Николай Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

Совсем иным явился Николай Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2001 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Ролан Пети говорил о Николае Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Николая Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

"После "Пиковой дамы" Пети предложил мне выбрать что-либо для его следующей постановки в Большом театре. И я назвал "Собор Парижской Богоматери". "Кого же ты там хочешь танцевать?" - "Вообще-то моя любимая роль – Эсмеральда, но поскольку я не могу это исполнить, я хочу танцевать Квазимодо." - "Кого?" - "Квазимодо!" - "Ну, я меньше всего ожидал от тебя такого." Пети загорелся: ему понравилось, что я хочу сломать свое амплуа классических принцев". Из книги "Николай Цискаридзе. Мгновения".

В 2003 году Ролан Пети поставил на сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнил Николай Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Николай Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

"После "Собора" я стал танцевать многие роли по-другому. У меня внутри что-то поменялось…" Из книги "Николай Цискаридзе. Мгновения".

Талант Николая Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Николай Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" П.И. Чайковского (хореография В. Васильева,1996 год), солиста III части "Симфонии до мажор" на музыку Ж. Бизе (хореография Дж. Баланчина, 1999 год), Лорда Вильсона/Таора в "Дочери фараона" Ц. Пуни (хореография П. Лакота по М. Петипа, 2000 год), Злого гения в "Лебедином озере" П.И. Чайковского (хореография Ю. Григоровича, 2001 год), Германна в "Пиковой даме" на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского (хореография Р. Пети, 2001 год), Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" М. Жарра (хореография Р. Пети, 2003 год) и Тезея (Оберона) в балете "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети (хореография Дж. Нормайера, 2004 год)

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали.

Конечно, в жизни Николая Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие. Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Он любит книги и путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

В настоящее время Николай Цискаридзе живет в Москве. Он Премьер Большого театра, преподаватель кафедры мужского классического танца и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, является одним из учредителей Танцевального центра "ГРАНДБАЛЕТ".

Гастроли

В 1997 г. исполнил с труппой Государственного академического Мариинского театра партию Джеймса в балете "Сильфида", в 2001 г. - партию Ферхада в балете "Легенда о любви" и сольную партию в части "Рубины" на музыку И. Стравинского балета "Драгоценности" (хореография Дж. Баланчина), в 2002 г. - партию Раба в "Шехеразаде" на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина), в 2003 г. - партию Солора в "аутентичной" версии балета "Баядерка" (реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева).

В 2001 г. принял участие в I Международном фестивале балета "Мариинский" (программа "Шедевры золотого века советской хореографии"), исполнив партию Ферхада во II акте балета "Легенда о любви". В том же году дебютировал в Парижской национальной опере, исполнив партию Солора в "Баядерке" в редакции Р. Нуреева.

В 2002 г. выступил в партии Раба в балете "Шехеразада" на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина) на на II Международном фестивале балета "Мариинский" (партнерша - солистка Мариинского театра Ирма Ниорадзе); принял участие в гала-концерте памяти Р. Нуреева, состоявшемся в Милане в театре Ла Скала (партнерша Светлана Захарова).

В 2003 г. исполнил партию Солора в балете "Баядерка" (реконструкция С. Вихарева спектакля 1900 г.) на III Международном фестивале балета "Мариинский". В том же году танцевал партию Юноши в балете Р. Пети "Юноша и смерть" с труппой Асами Маки балет (на сцене Нового национального театра в Токио); принял участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнершей была Мария Александрова.

Исполнил роль Смерти в мюзикле "Ромео и Джульетта" Ж. Пресгурвика, премьера которого состоялась в 2004 г. на сцене театра "Московская оперетта".

В 2005 г. выступил в партии Кавалера Де Грие в балете "Манон" на музыку Ж. Массне на V Международном фестивале балета "Мариинский". В том же году на фестивале "Звезды белых ночей" дебютировал в Мариинском театре в балете "Посередине немного на возвышении" на музыку Т. Уилемса (хореография У. Форсайта).

В 2005 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца исполнил заглавную партию в балете "Синий бог" на музыку А. Скрябина (хореография Уэйна Иглинга; проект Андриса Лиепы, возрождающего балеты дягилевских Русских сезонов).

В 2006 г. принял участие в проекте "Короли танца" (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии) - в компании с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей танцевал в специально для них поставленном балете "For Four" на музыку Ф. Шуберта ("Для четверых", хореография К. Уилдона), а также выступил в балете "Урок" на музыку Дж. Делерю (хореография Ф. Флиндта) и показал номер "Кармен. Соло" на музыку Ж. Бизе (хореография Р. Пети).

На собственном творческом вечере в Мариинском театре (в рамках VI Международного фестиваля балета "Мариинский") танцевал "Рубины", "Нарцисс" на музыку Н. Черепнина (хореография К. Голейзовского), "Посередине немного на возвышении", "Кармен. Соло". Со спектаклем "Синий бог" гастролировал в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Перми.

В 2007 г. выступил на VII Международном фестивале балета "Мариинский" - в партии Солора в балете "Баядерка" (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; партнерша - солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина).

В том же году состоялся творческий вечер артиста на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На этом вечере Николай Цискаридзе выступил в балетах "Видение розы" (с балериной Мариинского театра Жанной Аюповой), "Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси (хореография по В. Нижинскому; Нимфа - Татьяна Чернобровкина), "Шехеразада" (с Илзе Лиепа).

В 2008 г. принял участие в гала-концерте, прошедшем в Нью-Йорке в рамках проекта "Звезды XXI века", исполнив со Светланой Лунькиной па де де из балета "Жизель" и "Гибель розы" на музыку Г. Малера (хореография Р. Пети).

Награды и звания

"Каждая награда, которую я получал в своей жизни, приходила в самый нужный момент. И я не могу выделить ни одну из них. Все они для меня очень ценны, и каждая налагает все больший груз ответственности. После получения новой награды очень сложно выходить на сцену, потому что ты именно тот человек, который ее заслужил. Для артиста это сложная задача. И все эти медали, ордена, звания – это не просто привилегии или поощрения, а прежде всего новые планки, которые тебе придется перепрыгивать. Новая награда еще больше приподнимает твою планку.

Ты не имеешь права на провал, на неточность, даже на какие-то огрехи. Тебе не только приходится на высочайшем уровне работать на сцене, но и твое поведение в жизни должно меняться, тебе приходится соответствовать всем тем регалиям, которые тебе дало государство и общество." Из книги "Николай Цискаридзе. Мгновения"

1992 г.включен в число стипендиатов программы "Новые имена".
1995 г.награжден призом журнала "Балет" "Душа танца" (номинация "Восходящая звезда")
1995 г.II премия Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония).
1997 г.I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1997 г.Личный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций классического наследия".
1997 г.Приз театрального сообщества "Сильфиды" "Лучший танцовщик года".
1997 г.Заслуженный артист Российской Федерации
1999 г.Приз Международной ассоциации деятелей хореографии "Benois de la Danse" за исполнение партии Жана де Бриена в балете "Раймонда"
1999 г.Национальная театральная премия "Золотая маска" за исполнение партии Графа Альберта в балете "Жизель" (сезон 1997/98).
2000 г.Премия Москвы в области литературы и искусства.
2000 г."Золотая маска" за исполнение сольных партий в балетах "Симфония до мажор" Ж. Бизе в постановке Дж. Баланчина (сезон 1998/99).
2000 г.Член Союза театральных деятелей России
2001 г.Государственная премия России за исполнение ряда ролей классического репертуара.
2001 г.Народный артист Российской Федерации
2003 г.Назван лучшим танцовщиком года итальянским журналом "DANZA & DANZA".
2003 г.Обладатель российской независимой премии "Триумф" за высшие достижения в области литературы и искусства.
2003 г.Национальная театральная премия "Золотая маска" за исполнение партии Германа в балете "Пиковая дама".
2003 г.Государственная премия России за исполнение партии Германа в балете "Пиковая дама".
2003 г.Орден чести Республики Грузия.
2004 г.Премия журнала "Лица" в номинации "Кумир".
2006 г.Кавалер ордена Французской Республики "За заслуги в искусстве и литературе".
2006 г.Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США "За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества".

Лучшие люди

Страничка Николая Цискаридзе на сайте проекта "Лучшие люди страны".